Статьи

Гофротара в сравнении с тарой из пластика, дерева, фанеры

Гофротара в сравнении с тарой из пластика, дерева, фанеры

В этой статье мы сравним эксплуатационные и прочие характеристики тары из разных материалов с точки зрения экономической выгоды и целесообразности использования.

Наиболее распространенными материалами для производства тары являются:

• Гофрокартон
• Фанера
• Прессованные материалы (ДВП, ДСП)
• Пластики и полимеры
• Металл.

1. Себестоимость

С точки зрения доступности цены, гофротара очевидно является лидером. Даже сравнение с ближайшим по физическим характеристикам материалом (ДВП) демонстрирует преимущество гофрокартона. Если цена квадратного метра ДВП колеблется между 80 и 100 рублями, то лист гофрокартона аналогичного размера стоит около 40 рублей.

О фанере нечего и говорить. Цена за квадратный метр фанеры составляет примерно 200-250 рублей.

Еще раз, для наглядности, цена за квадратный метр:

  • Фанера — 250 р.
  • ДВП — 100 р.
  • Гофрокартон — 40 р.

При этом следует помнить, что тара из фанеры (а равно и из ДВП) требует для монтажа деревянный брус, крепеж (различные метизы), а в отдельных случаях и специальную фурнитуру (металлические ручки, петли, стальную ленту для обшивки и др.). В то время как гофрокартонная тара обычно имеет минимум швов и собирается из одного-двух раскроенных элементов при помощи недорогих скоб и/или клеевых соединений.

По этой причине фанерная тара имеет цену на порядок выше.

Для примера, цена за ящик размером 2100×1500×400 мм:

  • из фанеры — 24 тыс. р.
  • из гофрокартона — 1,5 тыс. р.

Еще один пример:

фанерный ящик 400×260×240 мм — 750 р.
гофрокартонный ящик 400×300×300 мм — 50 р.

Таким образом, цена отличается в 15! раз.

Еще одной причиной низкой себестоимости гофрокартонной упаковки промышленного назначения является то обстоятельство, что размер стандартного листа фанеры и ДВП ограничивает возможности раскроя.

Гофрокартонная заготовка имеет гораздо большую площадь и позволяет создать полноценную единицу упаковки из одной единственной детали.
Производство пластиковой тары сопряжено со сложными технологическими процессами, что также оказывает влияние на себестоимость. Если, например, сравнить готовый пластиковый контейнер с гофрокартонным коробом аналогичного объема, то цена последнего будет ниже примерно в 3 раза.

Сравнивать гофрокартонную и металлическую тару довольно сложно, потому что сферы их применения мало пересекаются. Но просто для понимания можно сравнить цену тары для хранения одной тонны жидкости из металла и из гофрокартона.

Чтобы хранить или транспортировать 1000 л жидкого груза вы можете приобрести:

5 металлических бочек объемом 200 л. Цена 10 тыс. р.

1 гофрокартонный гибридный октабин объемом 1000 л. Цена 2 тыс. р.

Таким образом, хранение тонны жидкости в гофрокартоне в 5 раз дешевле хранения того же объема в железных бочках.

И это сравнение логично подводит нас к следующей теме.

Цена использования

Что мы подразумеваем под ценой использования?

Тару, как и любой другой товар, нужно разгрузить при получении, ее нужно хранить, нередко ее нужно переносить с одного места на другое, готовить к загрузке, грузить на транспорт, транспортировать, маркировать, возвращать от клиента, под нее необходимы складские и транспортные мощности и т. п.

Различные материалы обуславливают разный подход к решению всех этих многочисленных задач. И, соответственно, на все эти процессы необходимо разное количество человекочасов, энергетических, временных и финансовых ресурсов предприятия. Также, при использовании разных видов тары возникают различные риски, которые так или иначе влекут за собой расходы.

Начнем с самых основных функциональных качеств. Например с веса тары. От веса зависит:

• удобство погрузки-выгрузки товара;
• расход топлива при транспортировке;
• скорость логистических процедур (учет, подготовка, перемещение по складу);
• количество и физическая подготовка необходимого задействованного персонала.

Сравним вес материала:

Шестислойный лист фанеры площадью 1 кв. м. весит 3.5 кг
Пятислойный гофрокартонный лист площадью 1 кв. м. весит 0.5 кг
Гофрокартон в 7 раз легче.

При этом, следует помнить, что вес гофрокартонного ящика складывается на 99,9% из гофрокартона. А в фанерном ящике присутствуют еще соединительные бруски из древесины, металлические части крепежа и фурнитура. Это дополнительно утяжеляет тару и увеличивает риски повреждения (ручки могут открутиться, петли на крышке повредиться и т. п.)

Пластиковый ящик в 6 раз тяжелее гофрокартонного. Сравнивать металличекую бочку и картонную октабину по весу просто нет смысла.

Таким образом, гофрокартонная тара позволяет предприятию экономить на множестве процессов. С ней может управиться самый неквалифицированный персонал. И работа с этой тарой отнимает минимум рабочего времени, и прочих ресурсов. Например, надписи на гофрокартон наносятся еще на этапе производства тары. А на фанерные ящики нужно наносить надписи при помощи трафарета, что довольно ресурсоемкий процесс (нужно купить краску, подготовить трафареты, выделить персонал для этой работы, оплатить его рабочее время, потратить время и деньги на исправление неизбежных ошибок и т. п.).

Очень важной отличительной особенностью гофрокартонной тары является ее компактность в сложенном виде. Пустой фанерный (или пластиковый) ящик занимает столько же места, сколько и полный. То же самое можно сказать о металлических и полимерных бочках. Гофрокартонная тара до момента использования занимает минимум складских объемов.

Несколько сотен промышленных октабин поместится на один поддон.
Несколько сотен пустых бочек потребует для хранения отдельный склад.

Следует добавить, что фанерный ящик при разрушении образует множество обломков с острыми краями, из которых торчат гвозди. Это может послужить причиной травматизма (что нежелательно ни в экономическом, ни в юридическом смысле). Этого недостатка полностью лишена тара из гофрокартона.

У гофрокартона есть еще одно важное качество — он обладает отличными амортизирующими свойствами. Поэтому товары, требующие бережного обращения выгодней упаковывать именно в гофрокартонную тару. Например, некоторые агрокультуры, которые травмируются о твердые внутренние поверхности пластиковых и фанерных ящиков и требуют для укладывания дополнительные смягчающие материалы, что удорожает и без того недешевую тару.