Статьи

Лайнер – картон для плоских слоев гофрокартона

Лайнер - картон для плоских слоев гофрокартона

Самый используемый на сегодняшний день вид упаковки – это гофроупаковка (из гофрированного картона). Такой картон характеризуется многослойной конструкцией, состоящей из плоских и волнистых слоев, соединенных друг с другом клеем. Картон для плоских слоев гофрокартона – это лайнер, волнистые слои – флютинг.

В зависимости от предъявляемых к упаковочному материалу требований гофроупаковка разделяется на следующие виды: двухслойная, трехслойная, пятислойная и семислойная.

Самый простой вариант – двухслойный картон, который состоит из одного плоского слоя (лайнера) и одного волнистого слоя (флютинга). Это гнущаяся гофроупаковка, поставляющаяся в основном в рулонах. Ее используют в качестве оберточного или прокладочного материала.

Остальные виды гофрокартона поставляются исключительно в листах и используются в производстве гофрокоробов. Их главное отличие от однослойного варианта заключается в том, что внешние слои изготавливаются только из лайнера. Любая многослойная конструкция (более двух слоев) представляет собой «пирог», состоящий из последовательно чередующихся слоев лайнера и флютинга.

Слово «лайнер» образовано от английского liner, т. е. ровный, прямой, гладкий. По большому счету, данное слово является обобщенным названием картона для плоских слоев гофрокартона. Данный термин в нормативной документации не используется.

Виды картона для плоских слоев

Согласно классификации FEFCO (European Federation of Corrugated Board Manufacturers), лайнеры делятся на два вида:

1) Крафт-лайнеры.

2) Тест-лайнеры.

Первый вариант, крафт-лайнер, представляет собой плоский картон, на 80% состоящий из волокон целлюлозы. Оставшаяся часть является смесью первичных волокон. В нее может входить множество компонентов, среди которых полуцеллюлоза, целлюлоза различных способов варки, макулатура, древесная масса, а также солома, лен, тростник, конопля и прочее. При производстве картона должно соблюдаться обязательное условие – вторичные волокна занимают не более пятой части общего состава. В противном случае материал не может называться крафт-лайнером.

Если крафт-лайнер производится на 100% из целлюлозы, полученной сульфатным способом, такой материал получает название топ-лайнер.

Крафт-лайнер является многослойным материалом. В зависимости от особенностей технологии производства данного материала, а также возможностей используемой техники, количество слоев может лежать в диапазоне от двух до восьми. Самым распространенным является двухслойный вариант. В такой конструкции базовый слой изготавливается из вторичного волокна, а наружный – из длинноволокнистых первичных волокон.

Данный материал применяется при производстве гофрокоробов и других видов гофроупаковки, к которым предъявляются повышенные требования.

Второй тип картона для плоских слоев гофрокартона – это тест-лайнер. Он, как и предыдущий вариант, имеет многослойную структуру. В производстве тест-лайнера используются точно такие же компоненты, но только в других пропорциях. Одно из главных отличий данного материала заключается в том, что зачастую его поверхность (наружный слой) в процессе производства подвергается дополнительной обработке. Это может быть поверхностная проклейка, обработка специальными добавками и прочее. Данный технологический процесс направлен на получение дополнительных свойств и качеств картона, таких, как водоотталкивающие качества, устойчивость к коррозии, морозостойкость и др.

Особенности производства лайнера

Изготовление картона для плоских слоев регулируется ГОСТ 7420-89. Согласно данному стандарту, существуют лайнеры марок К-0, К-1, К-2, К-3, К-4, где к К-0 относятся изделия первой и высшей категории качества, а к остальным маркам относится продукция первой категории качества.

Лайнер может иметь следующие международные обозначения:

  • К (kraft) – из целлюлозных волокон;
  • Т (test 3) – полностью состоит из вторичных волокон;
  • Т2 (test 2) – из частично переработанных волокон;
  • С (chip) – изготовлен на основе макулатуры;
  • WT (white top) — лайнер, выполненный из вторичных волокон и имеющий верхний мелованный слой;
  • OY (oyster) – крапчатый тест-лайнер;
  • BW (fully bleached white) – является крафт-лайнером, изготовленным из беленой целлюлозы;
  • MK (mottled kraft) – лайнер белого цвета с вкраплениями.

Лайнер нормируется по следующим показателям:

  • SCT – сжатие на коротком расстоянии;
  • сопротивление усилию, направленному на продавливание поверхности;
  • излом картона в поперечном направлении;
  • RST – разрушающее усилие при сжатии кольца.

Что касается оттенков, то лайнер для гофроупаковки в большинстве случаев производится в естественном, коричневом цвете. При изготовлении данного материала применяются исключительно первичные полуфабрикаты: полуцеллюлоза и сульфатная небеленая целлюлоза. Также лайнер данного оттенка может быть изготовлен из макулатуры. Однако для изготовления лайнера из макулатуры используется только макулатура ОСС (old corrugated containers), т. е. материал из отработанной гофротары.

Также возможно изготовление лайнеров с пестрым окрасом. Такой материал удается получить благодаря использованию в производстве беленой целлюлозы и формированию покровного слоя из массы, отличающейся более высокой концентрацией по сравнению с наружным слоем. Использование двух типов составляющих позволяет добиться неравномерного окраса.

Существует и белый лайнер – с мелованной поверхностью. Для изготовления такого материала используется беленая лиственная или хвойная целлюлоза. Может применяться также смесь сортов целлюлозы.

Лайнер в конструкции гофрокартона играет очень важную роль. От качества картона для плоских слоев зависят технические свойства самой упаковочной тары и гофрокоробов, а также их внешний вид.